Аналитическая справка по проведенному внутреннему анализу коррупционных рисков в деятельности ГКП «КТЭК» на 30.06.2021г.

Аналитическая справка

по проведенному внутреннему анализу коррупционных рисков в деятельности ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания» акимата города Костаная государственного учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Костаная»

На основании пунктов 1,5 статьи 8 Закона Республики Казахстан
«О противодействии коррупции», приказа председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19.10.2016г. №12 «Об утверждении Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков», письма Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции от 29.03.2021 г., приказа ГКП «КТЭК» «О проведении проверки внутреннего анализа коррупционных рисков» №211к от 26.04.2021г. комиссией Государственного коммунального предприятия «Костанайская теплоэнергетическая компания» акимата города Костаная Государственного учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Костаная» (далее — Предприятие) проведен внутренний анализ коррупционных рисков за 1 полугодие 2021 года.

Внутренний анализ коррупционных рисков осуществлялся по следующим направлениям:

  1. I. Выявление коррупционных рисков во внутренних нормативных документах, затрагивающих деятельность объекта анализа

Предприятие осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением акимата города Костанай от 13.11.2019 года №2480.

Предметом деятельности предприятия является производство электрической и тепловой энергии, передача, распределение и снабжение тепловой энергией и реализация вырабатываемой электрической энергии.

Были проанализированы следующие нормативно-правовые акты:

— Гражданский кодекс Республики Казахстан;

— Закон РК «О естественных монополиях»;

— Закон РК «Об энергосбережении и повышения энергоэффективности»;

— Правила пользования тепловой энергией, утвержденные приказом Министра энергетики РК от 18.12.2014г. №211;

— Правила учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные приказом Министра энергетики РК от 17.03.2015 г. №207;

— Правила предоставления коммунальных услуг в Костанайской области, утвержденные постановлением акимата Костанайской области от 25.12.2015г. №563;

— Нормативные правовые акты Комитета Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.

Результаты проведенного анализа нормативных правовых актов, затрагивающих деятельность предприятия, свидетельствуют о наличии ряда факторов правового характера, способствующие повышению эффективности и результативности работы в сфере противодействия коррупции. Однако, в неполной мере им способствующие. В частности, отсутствует законопроект о теплоснабжении.

  1. II. Выявление коррупционных рисков в организационно управленческой деятельности объекта анализа

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности предприятия проводились по следующим вопросам:

  1. управление персоналом, в том числе сменяемость кадров;
  2. урегулирование конфликта интересов;
  3. оказание государственных услуг;
  4. реализация разрешительных функций;
  5. реализация контрольных функций;
  6. иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности предприятия.

В организационно-управленческой деятельности предприятия за исследуемый период подвергнуты анализу следующие направления деятельности.

  1. Управление персоналом, в том числе сменяемость кадров.

Проведенный анализ внутренних рисков в организационно-управленческой деятельности показал, что управление персоналом в предприятии осуществляется в соответствии с действующим трудовым законодательством РК, Законом РК «О противодействии коррупции», а также иными Законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Штатная численность предприятия составляет 760 человек, по состоянию на 30.06.2021г. – 736 человек, количество вакантных должностей – 55, уволенных работников – 91 человек, принятых на работу – 68 человек, привлеченных к дисциплинарной ответственности – 47 работника.

За 1 полугодие 2021 года поступило 4130 обращений, из них от физических лиц – 1583, от юридических лиц – 2538.

Все обращения рассмотрены и по ним предоставлены ответы в соответствии с Законом РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», а также разъяснены их права на обжалование принятого решения.

Коррупционных рисков не выявлено.

В предприятии в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», Антикоррупционной политикой ГКП «КТЭК» регулярно проводится работа, направленная на профилактику коррупционных рисков среди работников предприятия, а также повышение эффективности применения антикоррупционного законодательства в деятельности предприятия.

  1. Урегулирование конфликта интересов.

При изучении деятельности предприятия проводился анализ на наличие конфликта интересов. Факты совместной работы близких родственников, супругов и свойственников на руководящих должностях не выявлены. Аффилированности принятых в первом полугодии 2021 года работников с руководящим составом не установлено.

В процессе изучения личных дел сотрудников факты конфликта интересов не установлены.

  1. Оказание государственных услуг

Предприятие государственные услуги не оказывает.

  1. Реализация разрешительных функций

В ходе проведения анализа установлено, что предприятием осуществляется ряд разрешительных функций в том числе согласование рабочих проектов по строительству и реконструкции зданий и сооружений, а также выдача технических условий на подключение потребителей к тепловым сетям.

Вместе с тем, данные виды разрешительных функций регламентированы техническими регламентами, однако данные услуги отсутствуют в реестре государственных услуг, а соответственно отсутствует регламент и стандарт их предоставления.

Наряду с этим не исключен фактор личного контакта с услугополучателем, в результате чего возникает коррупционный риск в данной сфере.

Рекомендации:инициировать внесение изменений в действующее законодательство, внести указанный вид услуг в реестр государственных услуг с разработкой соответствующих регламента и стандарта их предоставления..

  1. Реализация контрольных функций

Предприятие не осуществляет контрольные функции.

  1. Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности предприятия. Государственные закупки.

В соответствии с Законом РК «О государственных закупках» за 1 полугодие 2021 года было проведено 1519 процедур государственных закупок на общую сумму 1 364 млн. тенге. В том числе способом ценовых предложений – 861 на сумму 445,531 млн. тенге. Путем открытого конкурса 17 на сумму 210,636 млн. тенге. Путем прямого заключения договора по выделенной сумме – 135 закупка на сумму 474,385 млн. тенге.      Предпочтений при заключении договоров, фактов аффилированности не выявлено. Договора заключались на основании принципов осуществления государственных закупок путем оптимального и эффективного расходования денег, гласности и прозрачности процесса государственных закупок.

Касательно анализа коррупционных рисков по государственным закупкам за 1 полугодие 2021 года выявлено 2 факт коррупционных рисков, а именно, несвоевременное внесение в реестр недобросовестных участников государственных закупок на основании вынесенных и вступивших в законную силу судебных актов.

Рекомендации:Ответственным лицам усилить контроль за своевременным внесением в реестр поставщиков, признанных судом недобросовестными участниками государственных закупок. Проводить работу по соблюдению законодательства о государственных закупках.

Заключение: внутренний анализ коррупционных рисков предприятия показал, что несмотря на принимаемые меры по снижению причин и условий, способствующих возникновению коррупции, в организационно-управленческой деятельности имеются некоторые коррупционные риски.

В связи с чем, необходимо принятие дополнительных мер, максимально исключающих коррупционные риски, путем постоянного контроля за соблюдением работниками предприятия своих должностных инструкций. Для этого следует определить руководящих лиц с возложением ответственности за соблюдение подчиненными работниками антикоррупционных мер.

Заместитель директора ГКП «КТЭК»                                Какимов Т.Б.